Взыскание неустойки по ДДУ
Взыскание неустойки по ДДУ
Взыскание неустойки по ДДУ
Возмещение вреда и возврат долгов
Возмещение вреда и возврат долгов
Возмещение вреда и возврат долгов
Судебная защита прав потребителей
Судебная защита прав потребителей
Судебная защита прав потребителей

Возмещение ущерба от залива и пожара.

 Случай первый — Залив квартиры.

 

В случае залива многие пострадавшие после шока впадают в растерянность, в то время как для исправления ситуации нужно действовать максимально быстро и четко. Рассматриваем алгоритм: как грамотно себя вести, чтобы восстановить жилье после потопа с наименьшими затратами времени и нервов.

"Алло, диспетчерская!"

Для жителей Москвы план действий расписан в Положении о порядке проведения ремонта, связанного с повреждением жилого помещения (приложение 2 к приказу Управления городского заказа Правительства Москвы № 55-48/1 и Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы № 5-37/1 от 12 марта 2001 года). В большинстве других регионов существуют аналогичные акты местных властей. Их реквизиты и содержание можно узнать в инстанциях, ведающих вопросами ЖКХ в вашем населенном пункте. Как отмечают эксперты, все эти правила построены на общих принципах, опираются на положения федерального жилищного законодательства, поэтому очень схожи. Так что московские нормы в любом случае вам пригодятся - как минимум для ориентировки.

Обнаружив, что жилье затоплено, первым делом нужно позвонить в диспетчерскую службу организации, управляющей жилым домом. Это может быть ТСЖ, частная управляющая компания, либо - в большинстве случаев в Москве на сегодня - ДЕЗ (в других регионах также ЖЭУ, РЖУ и проч.). Оператор должен незамедлительно выслать работников, которые примут срочные меры по устранению аварии и составят акт залива квартиры.

Совет: оставляя телефонную заявку в диспетчерской, запишите время вашего обращения, номер заявки и ФИО принявшего оператора. Это может пригодиться для защиты прав в дальнейшем, в том числе, если аварийная бригада где-то надолго застрянет, не добравшись до вас.

Акт первый

По правилам прибывшие работники ДЕЗ должны составить акт в произвольной форме в трех экземплярах - часто его называют "акт залива квартиры". Проследите, чтобы в этом документе обязательно были указаны следующие важные данные:

1) причина повреждения жилья (например, прорыв трубы у соседей сверху);

2) объем причиненного ущерба. Совет: добивайтесь, чтобы повреждения вашего жилья были описаны максимально подробно: потолок, стены, полы, мебель, техника, ковры и проч. Все это может быть оформлено на отдельном листе бумаги под названием "Дефектная опись";

3) вывод о действиях (бездействии), которые привели к повреждению жилого помещения, а также лице (организации), совершившем эти действия.

Обратите внимание: составители акта обязаны указать в нем предполагаемого виновника затопления. Именно этому лицу (организации) нужно будет адресовать свои претензии и требования возместить ущерб.

Виновным лицом обычно указывают либо кого-то из самих жильцов квартиры, из-за действий (бездействия) которых случилась протечка, либо соседей, либо жилищно-эксплуатационную организацию, обслуживающую дом. Последний вариант имеет место, когда работники управляющей организации (ДЕЗ, ТСЖ) приходят к выводу, что залив случился из-за ненадлежащей установки, содержания и эксплуатации внутридомового оборудования, коммуникаций и проч. Проще говоря, из-за халтурной работы слесарей-сантехников и других сотрудников жилищно-эксплуатационной организации.

Имейте в виду: по правилам при осмотре квартиры и составлении акта должны присутствовать как пострадавшие, так и виновники протечки. Готовый акт подписывается представителями обеих этих сторон, а также заверяется подписью и печатью главного инженера управляющей компании (ДЕЗ, ТСЖ). Если виновник отказывается ставить подпись, ничего страшного: этот факт просто указывается в акте перед подписями остальных лиц, участвующих в осмотре квартиры.

Экземпляры акта залива распределяются так: по одному выдается владельцу пострадавшей квартиры и виновнику протечки, и один остается на хранение в управляющей организации (ДЕЗ, ТСЖ и т.п.).

Даешь оценку!

Следующий шаг - оценка причиненного ущерба. Большинство граждан даже не догадывается, что правила (см. нормативный акт, указанный выше) предписывают жилищно-эксплуатационной организации БЕСПЛАТНО составить расценочную опись по просьбе пострадавших жильцов. Этот документ оформляется на основании акта о заливе - исходя из зафиксированных в нем повреждений.

Если ДЕЗ пытается вас "отфутболить" либо требует деньги за оценку ущерба, придется обращаться в независимую оценочную организацию. Расходы на ее услуги можно будет также включить в сумму убытков.

Совет: перед тем, как вызывать платного оценщика, попробуйте договориться о мирном решении вопроса (ремонте пострадавшего жилья) с соседями или жилищно-эксплуатационной организацией, если она указана виновником в акте залива. Убедительным аргументом нередко становится отправка виновнику телеграммы-уведомления с датой, на которую назначен приход оценщика. Это, с одной стороны, свидетельствует о серьезности намерений пострадавшего. С другой стороны, виновник осознает, что ему придется тратиться еще и на возмещение платы за оценку.

Если мирные переговоры не помогли и виновник отказывается возмещать убытки добровольно, придется обращаться в суд.

Источник РАПСИ.
 

Статьи

08.02.2018

Претензия застройщику

Как составить претензию застройщику?

читать полностью

02.11.2017

Расторжение ДДУ

Расторжение ДДУ. Правовые основания. Порядок действий.

читать полностью

01.02.2017

Верховный суд встал на защиту дольщиков

Застройщик, включающий в договор долевого строительства условия, ухудшающие…

читать полностью

Все статьи